Москва, 21 марта — «Вести.Экономика». В России с начала года запустили масштабную программу инфраструктурного строительства объемом 6,35 трлн руб. — комплексный план развития магистральной инфраструктуры. Эксперты компании InfraOne назвали программу «сырой». Только десятая часть проектов готова к запуску.
Фото: EPA MAXIM SHIPENKOV
В программе содержатся ключевые цели и проекты на ближайшие шесть лет. В последние годы такой подход становится все популярнее: подобные программные документы принимают во многих развивающихся странах, например Мексике, Бразилии, на Филиппинах, в Индонезии.
«Российский комплексный план пока достаточно «сырой» документ, но у правительства, на наш взгляд, есть еще год-два, чтобы провести работу над ошибками», — заявили в InfraOne.
В InfraOne перечисли недостатки:
• Инвестиции в рамках комплексного плана частично пойдут на те расходы, которые и так делаются ежегодно: например, ремонты дорог и субсидии транспортным компаниям. По нашим расчетам, в следующие три года добавится только 150 280 млрд руб. ежегодно сверх стандартных трат федерального бюджета (порядка 600 млрд руб. в год). Эти деньги кардинально ситуацию на рынке не изменят и не перекроют минимальную дополнительную потребность отрасли даже наполовину к концу 2021 г.
• Основной период вложений, согласно плану, приходится на 2022 2023 гг., тогда расходы на инфраструктуру должны вырасти минимум до 1 трлн руб. в год (с учетом внебюджетных инвестиций в проекты комплексного плана, цифра включает только капзатраты на инфраструктуру). На наш взгляд, это очень оптимистичный сценарий, и в действительности освоить удастся не более половины средств, заложенных в документ.
• Проектов даже под эти вложения не хватает. По нашим расчетам, из той части комплексного плана, что уже конкретизирована, всего 10% объема инвестиций приходится на новые проекты, 60% составляют инициативы, которые обсуждаются годами (в том числе мегапроекты), а еще около 30% — стандартные ежегодные направления расходов (например, ремонты дорог). Готово к запуску, на наш взгляд, не более 10% всего перечня по количеству проектов. То есть наполнение плана маскирует дефицит проектов, но не решает проблему их нехватки. Финансировать в ближайшие два-три года властям и бизнесу почти нечего.
• В целом действующая версия комплексного плана — документ очень рамочный. В большинстве случаев в него вошли не конкретные проекты, а направления для финансирования, которые могут включать множество составляющих. Благодаря такому подходу у властей остается широкое поле для маневра в будущем, но одновременно принятие решений откладывается на неопределенный период и грозит срывом сроков. Еще одно последствие подобной размытости плана — обострение конкуренции регионов за федеральные деньги.
• Пока план предполагает инвестиции преимущественно через госзаказ и квазигосударственные источники. По нашей оценке, на концессии и ГЧП в действующей версии документа придется лишь 17,3% инвестиций. Это всего 7-9 проектов, но 4-6 из них — давно известные рынку мегапроекты. По нашей оценке, организовать на принципах государственно-частного партнерства можно еще до 25% плана. Частных проектов в документе тоже пока мало, внебюджетные инвестиции, вероятно, во многом будут состоять из вложений госмонополий в рамках собственных инвестпрограмм.
• Воплощение комплексного плана, вероятно, будут сдерживать проблемы госуправления в стране. Например, зависимость от электорального цикла впоследствии может привести к очередной «предвыборной заморозке» в 2022 2024 гг., так как чиновники и бизнес не мотивированы запускать проекты, которые не успеют завершить к выборам. Это, скорее всего, снова отбросит рынок назад, если власти в ближайшее время не начнут думать о том, как не отпугнуть авторов проектов в предвыборный период.
• Препятствовать запуску проектов комплексного плана будут и ключевые проблемы инфраструктурного и строительного рынка. Даже если нехватку проектов удастся преодолеть, то с большими объемами строительства, вероятно, не справятся строительные компании и поставщики материалов.
• Мы полагаем, что негативный эффект всех факторов, сдерживающих комплексный план, можно сократить, но на это у властей есть не больше 2,5 лет. Если проекты перечня не запустить до конца 2021 г., построить объекты в срок, скорее всего, не успеют.
• На наш взгляд, план может стать реалистичнее, если выделить наиболее готовые проекты в отдельный перечень и запустить их в приоритетном порядке до конца года. Тогда на доработку и подготовку остальных будет достаточно времени. Одновременно власти могут сделать управление комплексным планом более прозрачным и постепенно заменять политические инициативы на экономически обоснованные проекты.