Автор: Семен МОРОН
Как выглядит динамика производства и цен минеральной ваты и других теплоизоляционных материалов
Мы продолжаем знакомить наших читателей с ситуацией на рынках строительных материалов. В сегодняшнем обзоре мы посмотрим, как чувствуют себя производители минеральной ваты.
Производство
Производство минеральной (каменной) ваты в 2016 году демонстрирует тренды, которые характерны для всей отрасли промышленности строительных материалов.
Текущие показатели объемов производств за три квартала 2016 года показывают падение на 15,5%. Объем производства минеральной ваты в январе-сентябре 2016 года составил в России 13,8 млн куб. м против 16,3 млн куб. м за соответствующий период прошлого года.
Производство минеральной ваты в 2015—2016 гг. (тыс. м3)
Регионы РФ
3 кв. 2016
3 кв. 2015
%
Центральный федеральный округ
6621
7374
-10,2%
Приволжский федеральный округ
1134
1176
-3,6%
Сибирский федеральный округ
3740
4566
-18,1%
Северо-Западный федеральный округ
1454
1856
-21,6%
Уральский федеральный округ
277
1119
-75,2%
Южный федеральный округ
502
146
+245,0%
Дальневосточный федеральный округ
46
72
-36,0%
Россия всего, тыс. м3
13775
16308
-15,5%
Источник: CM PRO
Максимальные темпы снижения производства минеральной (каменной ваты) показал Уральский федеральный округ, где объемы производства данного вида строительных материалов по итогам 9 месяцев 2016 года упали до 1,1 млн м3 в январе-сентябре 2015 года по сравнению с 2,7 млн м3 за аналогичный период 2016 года. Наименьший спад производства наблюдается в Центральном федеральном округе: здесь объемы снизились с 7,4 до 6,6 млн м3.
Фактические итоги по трем кварталам текущего года с учетом фактора сезонности позволяют говорить об оценке объемов производства в целом: всего в России в завершающемся году будет произведено порядка 17,7 млн м3 каменной ваты. Лидерами по объемам производства станут Центральный ФО — 8,5 млн м3, следом идут Сибирский ФО — 4,7 млн м3 и Северо-Западный ФО — 2,1 млн м3 каменной ваты.
Фактор сезонности тоже, безусловно, влияет на динамику объемов производств — ее можно увидеть на графике ниже.
Сезонная динамика объемов производства каменной ваты (тыс. м3)
Источник: CM PRO
Цены
Для анализа цен потребителей и производителей минеральных тепло- и звукоизоляционных материалов и изделий использовались данные Росстата по следующим группам товаров:
Цены производителей: шлаковата, вата минеральная силикатная и аналогичные минеральные ваты и их смеси навалом, в листах или рулонах (руб. за м3)
Источник: Росстат
В январе-сентябре 2016 года цены на минеральную вату изменялись разнонаправленным образом, хотя и здесь отчетливо прослеживается сезонный фактор: в летние месяцы средняя цена падает, однако дальше ожидается рост и стабилизация.
В целом средняя цена за третий квартал 2016 года ниже средней цены соответствующего периода в 2015 года на 2,8%. Таким образом, в цене даже не заложена накопленная за период 2016 года инфляция.
Цены приобретения: смеси и изделия из тепло- и звукоизоляционных материалов, не включенные в другие группировки (руб. за м3)
Источник: Росстат
Цены приобретения теплоизоляционных изделий ведут себя более ровно: тенденции текущего года можно соотнести с тенденциями прошлого года, однако и здесь цены в целом ниже. Средняя цена на тепло и звукоизоляционные изделия в 2016 году составила 1 177 руб./м3 против 1 215 руб./м3 в 2015 году (- 3,1%).
Финансы
Исследование динамики отраслевого объема выручки
Федеральный округ
1 кв. 2015
1 кв. 2016
Δ
2 кв. 2015
2 кв. 2016
Δ
Российская Федерация
12 166
13 645
12,2%
27 279
30 595
12,2%
Центральный ФО
5 047
5 680
12,5%
11 670
13 134
12,5%
Северо-Западный ФО
636
531
-16,6%
1 371
1 144
-16,6%
Приволжский ФО
1 976
1 349
-31,8%
4 415
3 013
-31,8%
Южный ФО
89
22
-75,0%
204
122
-75,0%
Уральский ФО
3 240
4 702
45,1%
6 828
9 910
45,1%
Сибирский ФО
869
1 014
16,7%
2 093
2 442
16,7%
Источник: CM PRO
Среднеотраслевой объем выручки во втором полугодии 2016 года по оценке CM PRO будет выше значений в первом полугодии. Это обеспечивается выросшими объемами производства и одновременным ростом цен на категорию «Смеси и изделия из теплоизоляционных и звукоизоляционных материалов» во всех регионах за исключением Уральского ФО.
По предварительным оценкам, выручка просядет в СЗФО, ПФО и в значительной мере — в ЮФО. Возвращаясь к показателям производства, можно увидеть, что тренды денежных показателей оправданы тенденциями в области производства.
Производство каменной ваты в СЗФО ощутимо упало во втором квартале, аналогичная ситуация в сегменте стекловаты сложилась в ПФО. Оценка по ЮФО скорректирована с учетом возросших объемов производства, однако, так или иначе, значения существенно ниже объемов производства в I квартале.
Чистый финансовый результат во втором квартале как в 2015-м, так и в 2016 годах выходит в положительную плоскость, однако такая тенденция характерна не для всех регионов. Южный федеральный округ по нашей оценке продемонстрирует отрицательное значение чистой прибыли, но, в свою очередь, Центральный ФО и Уральский ФО смогут порадовать инвесторов более или менее приличным ростом своих финансовых показателей.
Если смотреть в целом на тенденции, демонстрируемые в 2015 и 2016 годах, можно видеть, что чистый финансовый результат по стране в 2016-м растет более высокими темпами. Возможно, отрасль сможет преодолеть кризисные тенденции — разумеется, при условии отсутствия внешних шоков.
Подготовил Семен МОРОН
Аналитические материалы предоставлены «CM PRO»